суббота, 27 января 2018 г.

Самодельный снегопед

Самодельный снегопедЗима. Детворе хочется скатиться с горки на санках, ледянках и всевозможных приспособлениях. В облаках снежной пыли с высокой горы мчатся какие-то необыкновенные машины, похожие на велосипеды, только с лыжами вместо колес. На большой скорости «снежные джигиты» преодолевают неровности склона, то скрываясь во впадинах, то взлетая вверх на буграх и карнизах. И кажется, что нет для них ничего невозможного — так легко и стремительно их скольжение, так уверены и красивы движения на поворотах! Это снегопедисты!

В магазинах продаётся многое, но мы сегодня будем делать снегопед своими руками.

Костюм плотная кожаная куртка, брюки из эласти­ка, жесткий защитный шлем, толстые хок­кейные перчатки и светозащитные очки. На ногах водителей — сла­ломные ботинки и тоже небольшие лыжи, с жесткими креплениями. Необычные «наездники», оседлавшие снегопед. Снегопед — разновидность рулевых одноколейных спортивных саней, езда на которых требует большой смелости и хорошей физической подготовки. Катание на снегопедах по открытым горным «склонам так увлекательно и захватывающе, что поклонников и болельщиков нового вида спорта с каждым годом становится все больше.

Сейчас уже никто не удивляется, когда в кабины горных подъемников вместе со слаломистами втискиваются и «снежные джигиты» со снегопедами под мышкой.

Добравшись до вершины, они вместе мчатся вниз, соревнуясь в ловкости и скорости, и неизвестно, кто останется «хозяином гор»: «классический» слаломист или «наездник» на снегопеде.

По мнению авторитетных спортивных врачей, снегопед вырабатывает значительно больше полезных навыков и реакций, чем горные лыжи.

Но не будем заниматься прогнозами: это достойные друг друга соперники, а для любителей технического творчества, кроме того, представляет интерес и постройка снегопедов различных типов.

Сегодня мы подробно описываем конструкцию такой машины, которая благодаря простоте изготовления доступна всем и может получить широкое распространение.

Основой снегопеда служит трубчатая рама, напоминающая велосипедную, сзади к ней шарнирно крепится опорная лыжа, а спереди — рулевая колонка, через которую проходит рулевой вал. С валом жестко соединен руль мотоциклетного или велосипедного типа, а к нижней его части шарнирно «диванного» типа. Его можно изготовить самостоятельно из подходящего по разме­рам куска пенорезины или купить в спор­тивном магазине.

Лучший материал для изготовления рамы стальные тонкостенные трубы круглого или прямоугольного сечения, соединяемые твердым припоем, сваркой или на кницах (в случае применения прямо­угольных труб или профилей). В ряде слу­чаев, если позволяют размеры, можно ис­пользовать старые велосипедные рамы.

Общий вид снегопеда и детали

Самодельный снегопед

1 — передняя лыжа, 2 — крепление амортизатора, 3 — амортизатор, 4 — ограничиваю­щий трос, 5 — ушко крепления амортизатора к раме, 6 — руль, 7 — седло «диванного типа (можно от мопеда), 8 — платформа крепления седла. 9 — задняя стоика рамы, 10 — задняя лыжа, 11 — башмак задней лыжи, 12 — амортизатор, 13 — ушко крепления амортизатора передней лыжи; внизу показаны конструкция и размеры башма­ков.

Показанный на рисунке выше размер А опре­деляет пропорции снегопеда. Этот размер подбирают опытным путем: он должен соответствовать длине голени спортсмена, находящейся под углом 80° по отнесению к бедру. Такое соотношение позволяет легко и правильно выполнять повороты на большой скорости. Если на снегопеде будут кататься несколько спортсменов разного роста, придется предусмотреть регулиров­ку седла по высоте.

Башмаки крепления лыж к раме из стали, и соответствии с чер­тежом (см. рис.). Нижняя поверхность дол­жна быть покрыта пластиком или тонкой латунью для защиты от повреждений и улучшения скольжения. Некоторые лю­бители обтягивают лыжи металлическими кантами наподобие слаломных.

Чтобы иметь возможность пользоваться снегопедом на снежной поверхности раз­ной плотности, рекомендуем сделать два комплекта лыж: узкие и широкие. Для этого проще всего применить водостой­кую фанеру толщиной 3—4 мм, склеив заготовки из четырех слоев, как показано на рисунке ниже.

Самодельный снегопед

Вспомогательные лыжи, которые при езде на снегопедах надевают на ноги, из­готовляются аналогичным способом. На них устанавливают жесткое крепленые лю­бого типа, плотно прижимающее каблук ботинка.

Самодельный снегопед

Снегопеды и лыжи обычно окрашивают в оранжевый цвет: так их легче находить в рыхлом снегу. Чтобы не потерять снего­пед при падении на длинном горном скло­не, делается страховочное приспособле­ние прочный капроновый шнур длиной 5—8 м, соединяющий снегопед с поясом водителя. Шнур убирается в специальный кармашек или коробочку, прикрепляемую к раме.

Учиться управлять снегопедом надо в такой последовательности: спуск по прямой на склоне, имеющем уклон 15—20°; освое­ние поворота в сторону склона с последую­щей остановкой поперек склона (уклон тот же); освоение поворота «змейка» сна­чала в сторону склона, затем в сторону от склона, что трудней всего. Постепенно можно переходить на более крутые склоны, имеющие сложный профиль, но ни в коем случае не кататься среди деревьев и круп­ных камней: это очень опасно.

Мы не беремся утверждать, что пред­лагаемая конструкция может служить эталоном. Вероятно, при эластичной под­веске задней вилки и подрессоренной пе­редней езда на снегопеде станет более удобной и приятной. Здесь широкое поле деятельности для энтузиастов техничес­кого творчества.

Возможно создание снегопедов тандемного типа, на которых будет интересно и весело кататься вдвоем. Следует поду­мать и о том, как поднимать снегопеды обратно на гору, пользуясь существующи­ми подъемниками различных типов. Нужно, однако, помнить, что чрезмерное увеличе­ние веса нежелательно, поскольку тяже­лой машиной труднее управлять и она небезопасна при падениях.

Г. АНУФРИЕВ, инженер, мастер спорта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий